вторник, 1 октября 2013 г.

Мой "Маленький принц"

Лис из Маленького принца
Надеюсь, что я нисколько не преувеличу, если предположу, что в каждой читающей семье, найдется пара-тройка книг, которые давно перестали быть просто книгами. Эти бумажные друзья человека как-то так совершенно спонтанно приобрели статус полноправных членов семьи. И совсем не важно, насколько часто ты достаешь с полки зачитанный до дыр томик и вновь и вновь перелистываешь его страницы. Важно совсем другое. Ведь может оказаться и так, что и листать-то уже нечего, поскольку бумажный член семейства перебрался на ПМЖ в квартиру других книголюбов. Тех, которые не заморачиваются такими пустяками как, вернуть книгу по адресу постоянной регистрации. И тебе, как законному владельцу утраченного фолианта, остаются только светлые воспоминания. Именно в них все дело. В воспоминаниях.

Понятно, что душу любой книги следует искать в тексте, ну или еще, может быть, в иллюстрациях. А никак не в бумаге или, скажем, в переплете. Но вот ведь какой парадокс получается: в процессе чтения у тебя выстраиваются отношения с вполне конкретным предметом объективной реальности. И ты любишь эту книгу не только за гениальнейший текст, а всю целиком. Вместе с расползающимися корками, загнутыми листами, каракулями на полях и даже старым троллейбусным билетом, вполне успешно притворившимся закладкой.

Эта книга, она как бы уже совсем родная, что ли. И когда ты пускаешь ее по рукам людей, которые вхожи в твой дом, почему-то всегда надеешься, что всего лишь на время отдаешь ее в хорошие руки. В такие моменты всегда чувствуешь себя немножко Иудой и одновременно Лисом из "Маленького принца". Лисом, которого уже приручили. Лисом, которому достаточно бросить один только взгляд на золотые колосья пшеницы, колышущиеся на ветру, чтобы сердце его наполнилось щемящей нежностью по ушедшему другу.

Эта ассоциация с Лисом не случайна, ведь на то, чтобы приручить меня, произведению французского летчика потребовалось более 10 лет. И гораздо больше на то, чтобы мне самому написать отзыв о сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". И я отдаю должное уважение изобретательности и терпению этому, казалось бы, неодушевленному предмету. Сначала "Маленький принц" подкрался ко мне на безопасное расстояние полуторачасовым концертом "Машины времени". Дело было в -80-м году. Тогда эта полузапрещенная группа переживала настоящий пик популярности.

К своему крайнему удивлению, тринадцатилетний переросток вдруг обнаружил, что околошкольный, а потому крайне унылый, текст Антуана де Сент-Экзюпери очень деликатно и гармонично вписался между композициями горячо любимых бунтарей. Кстати, концертная программа так и называлась "Маленький принц". Однако, если вы думаете, что отрок сломя голову кинулся читать эту сказку, вы ошибаетесь. Он просто принял к сведению, что "Маленький принц" в интерпретации рок-музыкантов слушается вполне достойно и все. В 13 лет я был еще ох каким крепким орешком.

Эта книжица ломала зубы о мою толстокожесть еще несколько раз. Меня абсолютно не трогали ни песни о том, что вот выйду я из дому, а навстречу мне - с распростертыми объятиями дове-е-ерчивый М-а-а-аленький при-и-инц, ни этюды на заданную тему в театральной студии. Вообще он просто существовал где-то рядышком, но абсолютно параллельно.

Выстрел в сердце случился, когда я надумал почитать "Маленького принца" своему маленькому сыну. Оказалось, что простые истины, изложенные простым языком... языком, доступным для понимания даже ребенком... эти истины воспринимаются совершенно иначе, если смотришь на них сквозь контактные линзы отцовства. Пусть очень незрелого отцовства.

Когда ты наощупь, практически вслепую, бесцельно блуждаешь от одного миража к другому, в твоей жизни время от времени происходит нечто, что оберегает тебя от падения в невежество. Разве не так? И если ты не безнадежно туп, есть надежда, что рано или поздно ты все же сообразишь, что встреченные в пути маяки не так уж и случайны. Они созданы специально для того, чтобы вывести из дремучего леса человеческих отношений тебя и тех, кто привязался к тебе всем сердцем.

Именно тогда, читая на ночь эту сказку своему сынишке, я впервые и ПРОЧИТАЛ "Маленького принца". Именно тогда эта книга не просто перестала быть одной из многих, она стала связующим звеном между сыном и мной. Тем мной, каким был я много лет назад. А все мои прежние попытки понять, что же такого написал этот Экзюпери, все это не что иное, как бездумное перелистывание страниц. Поэтому пусть оно не считается.

Теперь своего "Маленького принца" я никому не даю почитать. Дело не в том, что жалко. Просто, если эта книга зависнет у кого-то на веки-вечные, боюсь, что вместе с ней из моей жизни уйдет что-то такое, что невозможно будет заменить. Конечно в случае такой потери всегда можно перейти на сайт того же интернет магазина Лабиринт и купить точно такого же "Маленького принца". Но для меня это будет уже совсем другая книжка.

3 комментария:

  1. Очень лирично, трогательно, не спеша, с отцовской любовью, с пониманием и очень точно... Красиво написано.
    Год назад моя 6-летняя дочка, к моему удивлению, заказала Деду Морозу не куклу, не конфеты, а этого самого "Маленького принца".
    Немало "Деду Морозу" в моём лице пришлось походить по магазинам. То формат не тот, то шрифт для читающего ребёнка маловат, то картинки не авторские... Я радовалась безмерно, когда нашла то, что искала.
    Дочка застыла под ёлкой, достав своего "Маленького принца" из подарка.
    Я думала, что этот заказ был несерьёзным, но через несколько дней сказка была прочитана с восторгом уже не раз. К моему стыду. Я так и не прочла её ещё ни разу.
    Мой "принц" - книга М. Пришвина "Дорога к другу".

    ОтветитьУдалить
  2. вы как будто из моей души выдернули то,что я чувствую и написали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Просто все мы немного братья и сестры, и вообще родом из детства))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...