...а на днях и до меня докатился слушок. Якобы из школьной программы по
истории убрали мой любимый отрывок из дедушки Плутарха. Ну тот, что про
мужественного спартанского мальчика и кровожадного лисенка. Для тех же,
кто по милости наших высокопоставленных образованек уже не в теме,
объясняю.
Юный спартанец, совсем еще щенок, надыбал где-то живого лисенка. А историки, они же всегда были людьми конкретными. Поэтому и древнегреческий Плутарх ни разу не заморочился по поводу мотива, подтолкнувшего мальца на сей опрометчивый поступок. А я-то не историк. Поэтому мне и по сей день не дает покоя вопрос: ну на фига нашему спартанчику этакий злой зверюга вообще сдался? Да еще и живой. Не легче ли было свернуть рыжей собаке шею и преспокойно утащить сытный ужин в уединенное место. Лакомятся же некоторые тараканами, личинками и прочими каракатицами. Уж наверняка лисье мясо ничуть не хуже этих деликатесов. Конечно можно еще предположить, что в планах у пацана теплилась надежда выдрессировать эту скотину. Да потом круглый год кур у илотов воровать. Только кто ж теперь разберет, что у спартаненка было на уме.
Короче, суть истории такова. Воришка спрятал живого лисенка у себя за пазухой и, чтобы не засыпаться на краже, вида никому не показал, что на самом деле он терпит адские муки. Когда же наш спартанчик на глазах у многочисленной толпы вдруг рухнул замертво, все взрослые граждане полиса увидели, что рыжий трофей прогрыз дыру в мягком брюхе мальчонки. И все тогда сказали: "Вау, и ведь не пикнул! Какая красивая смерть!"
Человек, взрощенный вне знаний о традициях спартанского воспитания, может подумать: " А что ж виной сему геройству было?"
Вот на этот вопрос у Плутарха все четко и нарядно расписано. В Древней Спарте воровство почитали чуть ли не за добродетель, потому мелкие спартанцы и тырили все, что не приколочено. А вот за то, что был недостаточно ловок и попался-таки на какой-нибудь краже, вот за это лубцевали нещадно.
Я, понятное дело, восхищаюсь пацаном и все такое. Но вот что я все никак в толк не возьму так это поведение лисенка. Он-то почему пришипился? Или тоже боялся лупань получить? Хотя из школьного курса зоологии я точно помню, что всем лисятам без исключения абсолютно фиолетово до спартанского воспитания. Поэтому вполне логично предположить, что оказавшись за пазухой у пацана, лисенок должен был вести себя шумно. Лаять там или рычать. Как минимум крутиться и вертеться. А этот пришипился и ни гу-гу. Только знай себе грызет мальчонку втихаря. Не лисенок, а прямо партизан какой-то, честное слово.
Естественно тогда я не решился пикнуть нашему историку свои соображения на счет того, что Плутарх, конечно, мужик авторитетный, но кое в чем ведь тоже не дурак был приврать. Как жаль, что невозможно повернуть время вспять. Эй сейчас я бы не отказал себе в удовольствии посмаковать реакцию этого коммуниста, педагога и алкоголика.
Юный спартанец, совсем еще щенок, надыбал где-то живого лисенка. А историки, они же всегда были людьми конкретными. Поэтому и древнегреческий Плутарх ни разу не заморочился по поводу мотива, подтолкнувшего мальца на сей опрометчивый поступок. А я-то не историк. Поэтому мне и по сей день не дает покоя вопрос: ну на фига нашему спартанчику этакий злой зверюга вообще сдался? Да еще и живой. Не легче ли было свернуть рыжей собаке шею и преспокойно утащить сытный ужин в уединенное место. Лакомятся же некоторые тараканами, личинками и прочими каракатицами. Уж наверняка лисье мясо ничуть не хуже этих деликатесов. Конечно можно еще предположить, что в планах у пацана теплилась надежда выдрессировать эту скотину. Да потом круглый год кур у илотов воровать. Только кто ж теперь разберет, что у спартаненка было на уме.
Короче, суть истории такова. Воришка спрятал живого лисенка у себя за пазухой и, чтобы не засыпаться на краже, вида никому не показал, что на самом деле он терпит адские муки. Когда же наш спартанчик на глазах у многочисленной толпы вдруг рухнул замертво, все взрослые граждане полиса увидели, что рыжий трофей прогрыз дыру в мягком брюхе мальчонки. И все тогда сказали: "Вау, и ведь не пикнул! Какая красивая смерть!"
Человек, взрощенный вне знаний о традициях спартанского воспитания, может подумать: " А что ж виной сему геройству было?"
Вот на этот вопрос у Плутарха все четко и нарядно расписано. В Древней Спарте воровство почитали чуть ли не за добродетель, потому мелкие спартанцы и тырили все, что не приколочено. А вот за то, что был недостаточно ловок и попался-таки на какой-нибудь краже, вот за это лубцевали нещадно.
Я, понятное дело, восхищаюсь пацаном и все такое. Но вот что я все никак в толк не возьму так это поведение лисенка. Он-то почему пришипился? Или тоже боялся лупань получить? Хотя из школьного курса зоологии я точно помню, что всем лисятам без исключения абсолютно фиолетово до спартанского воспитания. Поэтому вполне логично предположить, что оказавшись за пазухой у пацана, лисенок должен был вести себя шумно. Лаять там или рычать. Как минимум крутиться и вертеться. А этот пришипился и ни гу-гу. Только знай себе грызет мальчонку втихаря. Не лисенок, а прямо партизан какой-то, честное слово.
Естественно тогда я не решился пикнуть нашему историку свои соображения на счет того, что Плутарх, конечно, мужик авторитетный, но кое в чем ведь тоже не дурак был приврать. Как жаль, что невозможно повернуть время вспять. Эй сейчас я бы не отказал себе в удовольствии посмаковать реакцию этого коммуниста, педагога и алкоголика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий