Каждый четверг на собраниях ЛИТО "Крылья" Анатолий Зигмундович Гринес не уставал твердить о том, что стихотворный либо прозаический текст - это не ребус, и ни к чему "грузить" читателя каким-то контекстом, зашифрованным между строк. Контекстом, который известен только узкому кругу наших знакомых. Всему же остальному человечеству до нашей ситуации нет никакого дела. Читая стих, читатель не должен строить какие бы то ни было догадки, предположение и т.п. Он нам вообще ничего не должен. На счет читательского долга я с ним целиком и полностью согласен, а вот по поводу контекста - ой как хочется поспорить... Ведь благодаря именно контексту для меня совершенно по-новому открылось одно - до оскомины хрестоматийное - стихотворение Александра Александровича Блока. И я просто убежден в том, что без более-менее серьезного анализа времени и бытовых подробностей жизни поэта лучше вообще не открывать сборник его произведений. Толком все равно ничего не поймешь. Конечно я имею в виду произведения настоящих поэтов, а не конченную графомань.
Помню, как-то, натирая TV-лентяйкой мозоль на большом пальце правой руки, я завис на одном из телевизионных каналов. Показывали фильм о Блоке, о его непростых отношениях с женой, которая была для него всю жизнь той самой Прекрасной Дамой. И в то же время фильм о его очень простых отношениях с проститутками. Супруга поэта, абсолютно земная женщина, Любовь Дмитриевна Менделеева, не выдержав обрушившегося на нее пресса платонической страсти поэта, пустилась во все тяжкие и в конце концов сбежала от мужа. А вернулась к нему лишь спустя несколько лет. Вернулась, беременной от какого-то Лавидовского, актеришки труппы Мейерхольда. Вернулась, когда уже оба по жизни наломали дров. Александру Александровичу стоило больших трудов отговорить ее от аборта. И он клятвенно обещал принять ребенка, как своего собственного. Еще бы, ведь это был не просто ребенок. Это был ребенок его Прекрасной Дамы.
Однако мальчик умер, не прожив и нескольких дней, после рождения. В это время больной, совершенно убитый горем, поэт, не ведая сна, дежурит под окнами больницы. Ночи напролет. Но все, оказывается, напрасно. Чуть позже эту ситуацию он опишет в совсем крохотном стихотворении, которое войдет в малюсенькую поэму "Пляски смерти" из цикла "Страшный мир".
Однако мальчик умер, не прожив и нескольких дней, после рождения. В это время больной, совершенно убитый горем, поэт, не ведая сна, дежурит под окнами больницы. Ночи напролет. Но все, оказывается, напрасно. Чуть позже эту ситуацию он опишет в совсем крохотном стихотворении, которое войдет в малюсенькую поэму "Пляски смерти" из цикла "Страшный мир".
Это стихотворение мы все знаем наизусть, поскольку стандарты школьного образования обязывают, знать его наизусть. А вот с контекстом получилась какая-то незадача, видимо, кто-то в Министерстве Образования решил, что эта история не заслуживает включения в рамки школьной программы.
Очень надеюсь на то, что только незнание того, какая трагедия настолько детально описывается между этих строк, породило в среде читателей, возомнивших себя пейсателями, такое количество пародистов именно этого стихотворения Блока. На мой взгляд, самая отвратительная из пародий на смерть сына Прекрасной Дамы следующая:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.Я покупаю вазелин.За мной стоят два человека:Армян и сумрачный грузин.Вот скрипула в подъезд пружина.И повторилось все, как встарь:Пустая банка вазелина,Аптека, улица, "фонарь".
Хозяин ресурса, с которого я позаимствовал эту нетленку, называет ее прикольной пародией. И написана она, якобы, человеком не менее талантливым, чем автор оригинала. Что можно сказать на этакое заявление? Господа пародисты, если в вас уже ничего человеческого не осталось, добро пожаловать за вдохновением в ближайший онкодиспансер. Там по вам буквально сохнут очень "смешные" лысые девочки и такие слабые мальчики, прям обхохочетесь.
Короче, мессидж этого поста такой: "Ребята, включайте мозги прежде, чем решите над чем-то или над кем-то поржать".
Да знаю эту порадьку. А вот историю оригинала стиха не знал. Спасибо.
ОтветитьУдалитьСтихотворение читал, по-моему, Смоктуновский. Кстати, искал в Интернете этот фильм, но безуспешно. Сечас бы с удовольствием пересмотрел.
Удалить